Провокативная терапия -
это метод психотерапии направленный на изменение отношения к себе, к своим возможностям. Провокативная терапия демонстрирует, что каждый человек может опираться на себя, а также мобилизирует личность, дает возможность по-новому взглянуть на свою жизнь и разрешить внутренние противоречия.
Создателем направления является Френк Фарелли - американский психотерапевт, автор книг и публикаций, получивший международное признание.
Один из вариантов провокативных техник - это провокация шуткой. Доведение дезадаптивного убеждения клиента до абсурда, тоже может выступать провокацией.
Сам Фарелли описывает возникновение провокативной терапии следующим образом:
"... во время 91 сеанса с каким-то "шизофреником", когда я уже был готов все бросить ... я занимался "накачиванием" самооценки. Что обычно говорит клиент? Он говорит, что он ничего не стоит, что вся его жизнь полное дерьмо. Психотерапевт, как правило, пытается убедить его в обратном, и этот процесс сродни надуванию воздушных шариков. На том сеансе я сказал своему пациенту: ладно, я сдаюсь, ты действительно ужасный, безнадежный и никчемный. Давай не будем тратить время, отныне я буду во всем соглашаться с тобой. Я говорил с ним очень живо - примерно так я общаюсь с друзьями. И вот уже через минуту он начал протестовать. Я продолжал дразнить его, а он краснел и посмеивался. Он оживал у меня на глазах, и это было как воскрешение из мертвых".
В чем польза провокативной терапии?
  • прорабатываются ложные установки, убеждения;
  • мобилизируются внутренние ресурсы клиента;
  • эффективно преодолевается синдром жертвы;
  • метод эффективен когда другие методы не дали результата из-за сильных психологических защит;
ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРОВОКАТИВНОЙ ТЕРАПИИ
39 парадоксальных принципов провокативной терапии от Фрэнка Фарелли

  • Входи в физический контакт.
  • Используй шутливый тон; меняй на гипнотический, если клиент задумался; будь в замешательстве, если не знаешь, что делать.
  • Невербально отзеркаливай клиента.
  • Используй анекдоты.
  • Фокусируйся только на клиенте.
  • Никогда не помогай клиенту!
  • Не следуй логике в последовательном ходе сессии.
  • Будь выпадающим из темы и даже глухим.
  • Помни, что цель — провоцировать поведение, соответствующее ситуации.
  • Иди вперед за эмоциями.
  • Будь слеп к останавливающим тебя сигналам клиента.
  • Описывай клиенту, что значат его жесты.
  • Всегда уточняй, что клиент имеет в виду.
  • Используй транс клиента для внушений.
  • Будь серьезным к травматическом опыту клиента, все выспроси, потом — действуй.
  • Веди себя неестественно, точно так же, как ведет себя клиент.
  • Перебивай его, «не давай и слова сказать».
  • Передразнивай клиента.
  • Показывай клиенту, как реагирует на него аудитория.
  • Неправильно интерпретируй (позитивно) коммуникативные трудности клиента.
  • Спокойно констатируй, что ничего не меняется к лучшему.
  • Тупо подрывай ожидаемую клиентом обратную связь.
  • Заставляй повторять клиента найденные им «истины».
  • Широко и интенсивно используй свою фантазию.
  • Все всегда сильнее и отчетливее, чем кажется на самом деле.
  • Используй абсурд, как это делал Дали.
  • Давай абсурдные толкования проблем.
  • Выделяй и усиливай установки клиента вплоть до разрешения проблемы.
  • Клиент всегда дерьмо.
  • Выставляй напоказ телесные недостатки клиента.
  • Разрушай культурные, половые и сословные стереотипы.
  • Сам войди в состояние хихикающего подростка.
  • В то же время будь теплым и понимающим.
  • Следуй своей интуиции.
  • Включи «внутренний телевизор» и наблюдай за всеми участниками процесса.
  • Обращай вину с субъекта на окружение и наоборот.
  • Принимай разные стороны конфликта.
  • Требуй, чтобы клиент выступал интересно.
  • Будь всегда безумнее клиента.
Made on
Tilda